«Отражение военных событий в батальной живописи»

Для наших читателей мы запускаем новую рубрику «Отражение военных событий в батальной живописи». В данной рубрике мы рассмотрим, насколько картины батальной живописи, отражают военно-исторические события минувших лет. Начнем рубрику с картины британской художницы Элизабет Томпсон – «28-й полк в Кватр-Бра (Quatre Bras)».

Картина была написана маслом на холсте в 1875 году. На ней изображен 28 (Северный Глостершир) пехотный полк британской армии в битве при Кватр-Бра (Quatre Bras) произошедшей 16 июня 1815 года. Битва, произошедшая всего за два дня до Битвы при Ватерлоо. Английский полк отразил атаки французской кавалерии на Кватр-Бра. Элизабет Томпсон изображает полк, построенный в каре (квадрат) около 17:00 на поле ржи, выдерживающем нападения от уланов и кирасиров во главе с маршалом Мишелем Ней (одним из наиболее известных французских маршалов времен Наполеоновских войн). Томпсон пошла на многое, чтобы создать модели для своей работы. В июле 1874 года она организовала 300 солдат из Королевских инженеров, которые не только позировали для реконструкции каре (квадратного построения), но и стреляли из своих винтовок, чтобы воссоздать дымную сцену. Несколько солдат также были смоделированы в студии Томпсон. Элизабет наблюдала лошадей в цирке Сэнгера и конной школе гвардейской кавалерии, которая, стала образцом для воссоздания французской кавалерии. Она также организовала группы детей вытаптывать поле ржи в Хенли-на-Темзе, чтобы воссоздать обстановку поля боя. У нее были копии исторического обмундирования, изготовленные государственным производителем в Пимлико.

Шако или кивер – головной убор цилиндрической формы из плотной кожи. После 1812 года почти все британские пехотные полки перешли на Бельгийские тип шако. Однако 28-й пехотный полк продолжал носить старый шако типа «печной трубы» - отличающийся высокой цилиндрической формой с латунным значком, прикрепленным к передней части.

Обычно шако украшается не только латунным знаком, но и часто имеет перо, шлейф. Элизабет изображает на картине солдат в «печной трубе» с украшением в виде опознавательного знака подразделения, а также ремешка и перьев.

Командует подразделением офицер, сабля которого направлена на противника. В руках у него сабля офицерская пехотная, подразделений Британской армии, образца 1803 года. Эфес сабли закрыт, для большей защиты кисти.

Солдаты отражают атаку французской кавалерии, держа в руках Brown Bess - прозвище, под которым получило известность британское ружьё образца 1722 года и его более поздние модели. Официальное название оружия — «Мушкет сухопутного образца» (Land Pattern Бесс» в 1722 году стал первым стандартизированным ружьём британской армии. Ствол, замок, антабки (приспособление для крепления и передвижения ремня) ружья изготавливались из железа, прочая фурнитура первоначально также из железа, а после 1736 года — из олова.
Шомпол (деревянный или металлический стержень, длина которого не меньше длины канала ствола, предназначенный для чистки и смазки ствола ручного огнестрельного оружия) первоначально был деревянным, позже был заменён железным в континентальной пехоте; драгуны и морские пехотинцы, равно как и солдаты в североамериканских колониях, пользовались деревянным шомполом ещё очень долгое время. К ружью полагался трёхгранный штык длиной в 17 дюймов (43 см). Своей трубкой он надевался на ствол, на котором располагался небольшой фиксатор. Прицельные приспособления на подавляющем большинстве образцов (до 1811 года) отсутствовали; в качестве мушки можно было, при желании, использовать фиксатор для штыка.

На рубеже XVIII—XIX веков в Великобритании провели серию испытаний и учений, в результате чего выяснилось, что 80-летняя Бесс оставалась надёжным, быстрым и даже сравнительно точным оружием.

Необученный новобранец мог производить два выстрела в минуту, опытный солдат мог стрелять вдвое быстрее.

Чтобы зарядить ружьё, стрелок должен был достать патрон, надорвать его зубами с «пороховой» части, высыпать часть пороха на полку и закрыть её, поставить ружьё дулом вверх, высыпать оставшийся порох в ствол, перевернуть патрон пулей вниз (к казне) и затолкать патрон шомполом в ствол, бумага, таким образом, играла роль пыжа (прокладка, предотвращает высыпание пороха). Но в бою солдаты не всегда заряжали по регламенту. Зачастую надкушенный патрон опускался в дуло, затем патрон прибивался ударом приклада о землю. Таким образом, солдаты обходились без операции с шомполом, что значительно увеличивало скорострельность.

Подобная техника использовалась во всех европейских армиях того времени.

Элизабет изображает солдат в традиционном для британской армии красном мундире. Существует несколько версий принятия британской армией мундиров именно красного цвета: во-первых, Кромвель счел, что на красном сукне менее заметна кровь (меньше давления на психику), а во-вторых, тогдашний краситель, «венецианский красный», оказался самым дешевым из всех. И скорее всего, финансовые вопросы преобладали над военной психологией, так что, если бы дешевым оказался желтый краситель — английская армия сейчас гордилась бы традиционными желтыми мундирами.

С 1800 г. английская пехота носила короткие однобортные мундиры, покрой которых был схож с австрийскими пехотными мундирами. Реальный же цвет мундиров нижних чинов (other ranks) был бледно краповым, ближе к кирпичному оттенку, офицерские же мундиры - ярко алые. Воротники и обшлага (отворота на рукаве) каждого из полков имели собственный отличительный цвет. Помимо этого каждый из полков имел свой собственный галун (нашивка), как правило, белого цвета с отличительным рисунком в виде цветных линий, полосок, цепочек и т. п. Галуном обшивался воротник, обшлаг и петлицы борта мундира. Петлицы, которых полагалось иметь 8, группировались по одной, по две или по три, симметрично на обоих бортах мундира. В зависимости от традиций полка окончания петлиц могли быть прямыми, заостренными или в форме “бастиона” (пятиугольные). На пуговицах помещался номер полка или другие изображения, собственные для некоторых полков. Погоны, расцветки приборного сукна, по внешнему краю имели пышные, но короткие кисти из белых шерстяных нитей, так называемый “гребешок” (tufts). Подкладка и отвороты фалд (нижняя часть спины) мундира были белыми во всех полках.

При полной форме пехотинцы должны были носить белые короткие штаны - бриджи с белыми же чулками, которые были упразднены только в 1823 г. При этой же форме нижние чины надевали черные суконные гетры, застегивавшиеся на металлические пуговицы и закрывавшие ноги значительно выше колен. Белые гетры, использовались только для государственных церемоний. Но наиболее распространенными и практичными были походные штаны-панталоны (overalls) прямого покроя (зимние - серые суконные, летние - белые полотняные), которые солдаты носили во время походов и военных кампаний. Обувью являлись черные башмаки с серыми полугетрами или сапоги с укороченными голенищами, надеваемые под штаны.

Элизабет Томпсон в полной мере удалось передать не только достоверный вид полка в этом сражении, но и дух сражения.

Материал подготовил: научный сотрудник - Концевой Р.В.

280